"Дочки-матери" #14, июль'99;
рубрика "Кумиры"
"Несчастный случай" - наше счастье
Как-то я спросила Кортнева: "Алексей,
а правда, что вы все коварно обманываете своих
поклонниц: выходите на сцену без колец, а сами
давно безнадежно женаты". На что он ответил:
"Выходить на сцену без колец - это абсолютный
принцип. Именно чтобы не потерять женскую
половину зала. А петь с кольцами - это все равно
что... ну, с расстегнутыми ширинками". Басист
флегматично добавил: "Мы предпочли ширинки..."
Алексей Кортнев -
москвич, родился 12 октября 1966 года. Закончил
английскую спецшколу и не закончил мехмат МГУ.
Страстно любит горные лыжи и пляжный волейбол.
Одна из привычек - многочасовое отмокание в
ванной по утрам. Обожает читать, в музыке
предпочитает арт-рок и группу "Queen". Двое
детей от первой жены - великолепной певицы Ирины
Богушевской. В данный момент женат на актрисе
Юлии Рутберг.
- Обычно у девочек до 18 лет голова
забита всяческой розовой чепухой. А потом
наступает "взрослая жизнь", и все чаще
раздаются слова: ну, мать, такое только в кино, о
таком только в стихах хорошо пишут, за любовью
надо вечером на сеновал... А вот когда вы пишете
свои тексты, они о настоящих, реальных чувствах
или о том, что полагается чувствовать поэту:
слезы-морозы, подберу в снегу?.. В жизни-то это
бывает?
- Да, в жизни это бывает. Правда, мне
кажется, при всем романтизме у нас тексты
достаточно жесткие. Они никогда не бывают совсем
уж розовыми, и насчет "подберу в снегу" - в
этом романтизма тоже мало, коль речь идет вообще
о такси, если вы помните. И тем не менее
встречаются такие истории в жизни, и достаточно
часто. Но хоть начинаются они романтично, редко
заканчиваются хорошо... Пишу ли я о себе? Нет. О так
называемом лирическом герое. Далеко не все, что
входит в тексты песен, на самом деле происходит
со мной или с нами.
- Если вашу последнюю концертную
программу "Женщины России" разобрать по
персонажам, получаются не женщины, а какая-то
кунсткамера: одна другой краше. Действительно,
ведь нет у вас настоящей лирики. Отчего так?
- Да потому, что в такой положительной,
романтической лирике созданы такие шедевры, что
уже и лезть бессмысленно. А люди, которые слушают
нашу музыку, достаточно продвинутые. И поэтому
мне интересно говорить с ними на том языке, на
котором я привык говорить со своими друзьями. Мне
всегда был интересен какой-то такой дуализм
между мужчиной и женщиной или даже мужчиной -
мужчиной, женщиной - женщиной, - я имею в виду
дружбу, любовь, знакомство.
- Вы когда-нибудь посвящали стихи
женщинам просто так, по жизни?
- Когда-то да, конечно, писал с
посвящениями. У меня была достаточно длительная
история эпистолярных ухаживаний и в школе, и в
университете. Такие затяжные письма к Лауре... Но
это старые, прошедшие дела, и сейчас я не особо
высокого мнения о них.
- Вам приходилось когда-нибудь
совершать сумасшедшие поступки ради женщины вне
8 Марта и Святого Валентина? Вроде залезть на 9-й
этаж по водосточной трубе с розами в зубах...
- Нет. Должен сказать, что вообще в
своей жизни безумств ни ради женщин, ни ради себя
или карьеры не совершал.
- Свинтить табличку в шереметьевском
дворце и подарить ее за красоту содержания
Андрею Макаревичу (на ней было написано: Главный
хранитель Червяков Иван Иванович. - Авт.) - это
нормально?
- Баловство - да. Если не сотни
случаев, то десятки - точно. Срезание светофора со
столба в школе... Но это нельзя назвать безумством.
Я не рисковал жизнью, а максимум тремя или
пятнадцатью сутками в отделении за хулиганство.
Это не такой уж большой риск. А что касается
вползания на 9-й этаж... Я ползал, конечно, по
стенке, когда у меня не было ключей от
собственной квартиры, и пришлось тогда
спускаться с пятого этажа на третий по балкону...
Было достаточно весело. Но и... женщина здесь,
безусловно, была замешана, потому что она заперла
квартиру и уехала на дачу.
- А теперь вопрос из письма: "Я не
знаю, что делать, хочется жаловаться всем подряд.
Я рассталась с мальчиком, так как поняла, что он
меня никогда не любил. Но ведь он говорил мне о
любви каждый день и теперь, наверное, вешает
лапшу кому-то еще". Скажите, Алексей, все
мужчины такое трепло?
- Не знаю, мне кажется, все очень
сильно зависит даже не от возраста, а от меры
ответственности, которая в тебе есть. До поры до
времени я тоже грешил недержанием речи, но это
уже давно прошло. И сейчас из меня какие-то слова
признания вытянуть чрезвычайно трудно!
Появились какие-то табу в жизни, то есть можно
быть с человеком в очень близких отношениях, но
не произносить заклинаний. Потому что это
налагает очень большую ответственность, и надо
это один раз понять и держать язык за зубами.
- Сильно, на ваш взгляд, меняется
отношение к людям с возрастом?
- Что до меня, то я стал к 30 годам, наоборот,
ответственнее, и в этом есть и положительное и
отрицательное. Потому что я наконец научился
говорить людям: я не хочу с тобой общаться. До
определенного возраста, даже года два назад, я не
мог сказать человеку: не звони мне больше, ты мне
неинтересен. Теперь могу. Не хочу сказать, что я
этому рад, но...
- Может, звездная болезнь наконец
появилась?
- Может... Но общение через силу не
может быть полезным.
- Так, а когда женщина начинает
раздражать? Когда "не валяет котлет, не
покупает газет"?
- Когда она становится навязчивой!
Ровно в этот момент она стремительно глупеет в
твоих глазах.
- Правда, что вы играли в нью-йоркском
метро?
- Это было очень давно, сейчас мы
достаточно свободны, чтобы не зарабатывать таким
образом деньги. А это мы ездили в Штаты с
гастролями Студенческого театра МГУ.
- У вас не возникало желания остаться
за границей?
- Нет-нет! Я работаю с языком, и это единственное, в
чем я чувствую себя профессионалом. И переезжать
в страну, где тебя будет слушать диаспора... Меня
не интересует ее мнение. Есть блистательные
примеры свободы от языковой среды - Бродский,
конечно, но это гениальное исключение. А так меня
вполне устраивает жизнь в России... Нет, я не хочу
сказать, что меня устраивает жизнь народа в
России, это мучительная жизнь, но я не хочу от нее
отрываться.
Анастасия Кузина