"Я - молодой" #3, январь'98
Алексей Кортнев: "Ты думай,
что хочешь, а я - молодой!"
Пока наша газета
собиралась сообщить вам новость о том, что группа
"Несчастный случай" выпустила в свет свой
новый, четвертый по счету альбом, это уже
перестало быть новостью. И все равно нужно
напомнить вам о том, что новый диск называется
"Это любовь", его обложка разукрашена в
красивый синий цвет, а в центре размещен желтый
символ любви, который вы наверняка сразу узнаете
по сюжету. И чтобы окончательно реабилитировать
наше достойное издание в ваших глазах, я
сопровожу эту несвежую новость большим интервью
с главным вдохновителем "НС" Алексеем
Кортневым, которое я раздобыла у него на кухне.
...В квартире оказался напрочь
перегоревший дверной звонок, который не звенел
ни за какие уговоры. Пришлось вызывать на помощь
бабушку-соседку, которая открыла мне дверь
общего коридора и научила сильно бить кулаком по
двери Кортнева. Такой способ прохода в его
квартиру действительно сработал, и, вынув
Алексея из груды одежды, в которой он увлеченно
копался вместе с девушкой-фотографом,
подбирающей ему наряды для позирования, я
оказалась за столом с чашкой чая и вазочкой
малинового варенья.
- Алексей, меня прислал к тебе редактор,
чтобы я наконец выяснила, за что вас так любит
народ.
- Очень трудно говорить о любви
незнакомых людей, но наша последняя работа
действительно продается очень хорошо... А почему?
Наверное, потому, что мы занимаемся тем, чем мало
кто занимается, а уж в нашей-то стране вообще
почти никто. Мы все время стараемся что-то
придумывать, устраивать шоу из каждого, даже
самого маленького выступления. И наш народ,
который исторически расположен к лицедейству и
скоморошеству, не мог этого не оценить.
- Но все же какие-то песни вы стараетесь
немного подстроить под массовый вкус?
- Нет, конечно. Например, наша песня
"Овощное танго" была написана почти десять
лет назад, когда мы еще ничего не могли
планировать. И сейчас, когда мы ее наконец
записали, она очень ярко прозвучала. Песня с
последнего альбома "Что ты имела"
задумывалась как театральный номер, была
написана от лица такого "лирического героя"
в стилистике Владимира Семеновича Высоцкого и
никак не была рассчитана на любовь масс. "Песню
о Москве" мы вообще писали по заказу журнала
"Столица". То есть ни для одной песни не
планировалось никакой специальной раскрутки.
- Ну а теперь давайте разберемся: кто
вам дает деньги?
- А никто. Всю свою последнюю работу
мы сделали за свой счет. Это и сам альбом, и клип
на песню "Что ты имела", и большой фильм,
который собираются показать по телевидению, - все
сделали на свои деньги. Взяли большой кредит и
теперь его честно отдаем. Спонсоры у нас, конечно,
тоже находятся, но только под какие-то конкретные
вещи. Вот, например, презентацию альбома "Это
любовь" спонсировали тампоны "O.b.".
А может быть, это и хорошо, что нас
никто не финансирует, что мы работаем как
любители. Каждый из нас ведь помимо музыки
занимается каким-то своим бизнесом. Мы с Андрюшей
Гуваковым работаем в рекламе, Сережа Чекрыжов
учится в консерватории и пишет музыку для всего,
что шевелится: для ОРТ, для НТВ, для рекламы, для
радио...
- Разве же вам не хочется
профессионально заняться музыкой?
- Понимаешь, делать такой поворот в
своей жизни в 30-летнем возрасте уже поздно. Меня
устраивает позиция "вечного дилетанта",
который не стремится зарабатывать деньги на
музыке. Но мне этого вполне хватает. Я не хочу
петь больше трех-четырех концертов в неделю.
- То есть ты не хочешь отдавать все свое
время любимому делу?
- Меня такая позиция вообще смущает.
Ну вот, например, я очень люблю хорошее вино, но не
могу пить его с утра до вечера. Еще я люблю
плотскую любовь, но, по-моему, только йоги могут
заниматься тантрическим сексом трое суток
подряд. То же самое и с музыкой: я не смогу играть
с утра до вечера - просто выдохнусь, и все. А так мы
работаем уже 14 лет, и пока что не надоело.
- Как представитель бывалой
музыкальной группы дай какой-нибудь
профессиональный совет начинающим музыкантам.
- Совет начинающим музыкантам -
пусть собираются и играют. Ко мне очень часто в
последнее время подходят какие-то люди и говорят:
"Мы пишем музыку. Как же нам раскрутиться, куда
пойти?" А я смотрю на них и думаю: ведь нам никто
не помогал раскручиваться, а если и помогали, то
тогда, когда у нас в багаже уже была сотня песен и
несколько сотен концертов. Я понимаю, что
начинать всегда сложно. Но для того чтобы играть
концерты на двух акустических гитарах и губной
гармошке, никаких спонсоров не нужно. Конечно,
людям хочется сразу записаться, сразу
раскрутиться и вдруг прославиться. А просто
поиграть музыку, повалять дурака им не хочется.
Но ведь именно так придумывается та схема жизни
на сцене, которая будет потом реализовываться.
Ведь сейчас, спустя десять лет, когда к нам пришли
популярность и успех, мы делаем на сцене то же
самое, что делали тогда, - и не лучше.
- Я знаю, что уже в начале своей карьеры
"НС" часто ездил на гастроли за рубеж. Как
вас там принимали?
- Да, мы объездили тогда в общей
сложности, по-моему, 17 стран. Ездили вместе со
Студенческим театром МГУ по приглашениям
зарубежных студенческих театров. И принимали нас
здорово, тем более что тогда еще только-только
поднялся "железный занавес" и все советское
разбиралось, просто как жареные пирожки. На
театральном фестивале в Эдинбурге мы каждый
вечер собирали аншлаг и среди 500 театров чуть-чуть
не завоевали первый приз.
- А деньги вы на этом зарабатывали?
- О! Какие там деньги! Это же был
конец 80-х, и мы жили на 25 фунтов в неделю. А
нормальные ботинки как раз стоят 25 фунтов. Значит,
если ничего не жрать, не пить пиво, мимо которого
все время ходишь, и никак не развлекаться, то
через неделю можно, скрипя зубами, купить себе
ботинки или джинсы. То есть мы вроде бы
зарабатывали деньги, но сейчас эти 25 фунтов я
могу заработать минут за 15 в Москве, а тогда
приходилось неделю и в Эдинбурге.
- Нельзя не задать волнующий всех
вопрос: собирается ли к вам вернуться Валдис
Пельш?
- Да. С Вадькой у нас установлено
соглашение. Сейчас он находится в творческом
отпуске - придумывает какую-то телепередачу,
пусть сам говорит, какую. Вряд ли наш следующий
альбом будет делаться с ним, но в новом
грандиозном проекте, который мы планируем
осуществить к 2000 году, он примет участие. Это
будет большой спектакль, опера с хорошими
артистами. Мы подумали-подумали и решили, что
пора. Потому что после "Юноны" и "Авось"
у нас не было сделано вообще ничего серьезного.
- От вопроса о Валдисе можно плавно
перейти к вопросу о вашей работе на телевидении.
Скажи же для тех читателей, которые еще не успели
купить ваш диск, в каких передачах они могут
послушать любимых музыкантов?
- Самая нетленка - это заставка "Авторского
телевидения": "А-А-А-А-А Тэ Тэ... Вэ!" Мы
записали ее целых восемь лет назад, и она стала
нашей первой работой для телика. А потом была
целая куча всяких работ: "Моя семья", "Пальчики
оближешь", "Сам себе режиссер" (там, правда,
говорят, уже поменяли), "Попади в кадр"...
Только вот для программы "Моя семья",
особенно когда я узнал, что песню будет петь
Сергей Захаров, я писал, знаешь, просто как
соплями по столу. В результате и получилась вот
такая манная каша, просто жвачка... Ну ладно.
- Ну а теперь - о новогоднем. Ты веришь в
Деда Мороза?
- Мне очень понравился эпизод в
фильме "Один дома", когда Санта-Клаус
садится в машину, такой студент со сбившейся на
бок бородой, с сигаретой, а Макалей Калкин к нему
подходит и говорит: "Я, конечно, знаю, что ты не
Санта, но я знаю, что ты на него работаешь". То
есть я знаю, что те ватные фуфлы, которые ходят по
улицам, это не деды морозы, но в Деда Мороза надо
верить, потому что они на него работают.
- А в восточный календарь и тигров
веришь?
- Тигров? А что, наступает год Тигра?
А я не знал... А-а-а-а! Так вот почему в новогодней
программе НТВ Макс Покровский снимался с
тигренком! А я-то думал! Мы как раз спали на полу в
гримерке, и я помню, что сквозь сон видел Макса,
который держал под мышкой рычащего тигренка и
матерно ругался, потому что он описал ему штаны.
- Теперь расскажи про ваш номер на
стаканах, на которых вы выбиваете чечетку.
- Лет восемь назад мы познакомились с ребятами из
Кемерова, которые показали нам первую фигуру из
этого номера. А потом летом я сидел на даче со
своим маленьким сынишкой Темочкой и от нечего
делать крутил-вертел по столу стакан, в
результате чего у меня придумался длинный
пятиминутный номер. Долбал я этот стакан, долбал,
а Тема сидел напротив и очень внимательно
смотрел. И стоило мне отойти на минуту, как он тут
же взял его и об стол хрясь! Стакан вдребезги, а
Темка сидит довольный: сделал то же самое, что
папа.
- Раз уж ты сам заговорил о сыне,
расскажи про свои семейные радости.
- Рассказываю. Я долгое время был
женат на Ире Богушевской, замечательной певице,
которую я очень люблю теперь уже как певицу. И у
нас с ней сынишка Тема, которому в феврале
исполнится десять лет. Учится Тема в лицее и
учится очень неплохо, хотя иногда халтурит. И
посредством вашей газеты я хочу обратиться к
Теме: "Тема, учись лучше, где можешь - подтянись".
Ну вот... А потом мы с Ирой развелись,
и сейчас у меня семья, правда, какая-то
виртуальная, с актрисой Театра имени Вахтангова
Юлией Рутберг. Мы друг друга, наверное, очень
любим, но видимся крайне редко. То у Юли спектакль
вечером, то у меня концерт. То у меня рекламное
агентство, то у нее театр. И сейчас она ведь не
просто так смоталась - на репетицию. В общем,
видимся мы примерно полчаса вечером и полчаса
утром.
- Ну и напоследок очень оригинальный
вопрос. Чего бы ты пожелал нашим читателям в
новом году - году Тигра?
- Что можно пожелать читателям
газеты "Я - молодой"? Наверное, верить в то,
что ты молодой. Вот мне сегодня утром кто-то
позвонил, а я ему говорю: "Ко мне сейчас придет
корреспондент газеты "Я - молодой". А мне
говорят: "А ты че, молодой?!" - "Иди ты,
знаешь куда, - говорю я, - я молодой. Ты думай, что
хочешь, а я молодой и буду давать интервью!" Так
что хочу пожелать всем читателям такой же
самоуверенности!
Ира Филиппова