"Я - молодой" #3, январь'98

Алексей Кортнев: "Ты думай, что хочешь, а я - молодой!"

    Пока наша газета собиралась сообщить вам новость о том, что группа "Несчастный случай" выпустила в свет свой новый, четвертый по счету альбом, это уже перестало быть новостью. И все равно нужно напомнить вам о том, что новый диск называется "Это любовь", его обложка разукрашена в красивый синий цвет, а в центре размещен желтый символ любви, который вы наверняка сразу узнаете по сюжету. И чтобы окончательно реабилитировать наше достойное издание в ваших глазах, я сопровожу эту несвежую новость большим интервью с главным вдохновителем "НС" Алексеем Кортневым, которое я раздобыла у него на кухне.
    ...В квартире оказался напрочь перегоревший дверной звонок, который не звенел ни за какие уговоры. Пришлось вызывать на помощь бабушку-соседку, которая открыла мне дверь общего коридора и научила сильно бить кулаком по двери Кортнева. Такой способ прохода в его квартиру действительно сработал, и, вынув Алексея из груды одежды, в которой он увлеченно копался вместе с девушкой-фотографом, подбирающей ему наряды для позирования, я оказалась за столом с чашкой чая и вазочкой малинового варенья.


- Алексей, меня прислал к тебе редактор, чтобы я наконец выяснила, за что вас так любит народ.

- Очень трудно говорить о любви незнакомых людей, но наша последняя работа действительно продается очень хорошо... А почему? Наверное, потому, что мы занимаемся тем, чем мало кто занимается, а уж в нашей-то стране вообще почти никто. Мы все время стараемся что-то придумывать, устраивать шоу из каждого, даже самого маленького выступления. И наш народ, который исторически расположен к лицедейству и скоморошеству, не мог этого не оценить.

- Но все же какие-то песни вы стараетесь немного подстроить под массовый вкус?

- Нет, конечно. Например, наша песня "Овощное танго" была написана почти десять лет назад, когда мы еще ничего не могли планировать. И сейчас, когда мы ее наконец записали, она очень ярко прозвучала. Песня с последнего альбома "Что ты имела" задумывалась как театральный номер, была написана от лица такого "лирического героя" в стилистике Владимира Семеновича Высоцкого и никак не была рассчитана на любовь масс. "Песню о Москве" мы вообще писали по заказу журнала "Столица". То есть ни для одной песни не планировалось никакой специальной раскрутки.

- Ну а теперь давайте разберемся: кто вам дает деньги?

- А никто. Всю свою последнюю работу мы сделали за свой счет. Это и сам альбом, и клип на песню "Что ты имела", и большой фильм, который собираются показать по телевидению, - все сделали на свои деньги. Взяли большой кредит и теперь его честно отдаем. Спонсоры у нас, конечно, тоже находятся, но только под какие-то конкретные вещи. Вот, например, презентацию альбома "Это любовь" спонсировали тампоны "O.b.".
    А может быть, это и хорошо, что нас никто не финансирует, что мы работаем как любители. Каждый из нас ведь помимо музыки занимается каким-то своим бизнесом. Мы с Андрюшей Гуваковым работаем в рекламе, Сережа Чекрыжов учится в консерватории и пишет музыку для всего, что шевелится: для ОРТ, для НТВ, для рекламы, для радио...


- Разве же вам не хочется профессионально заняться музыкой?

- Понимаешь, делать такой поворот в своей жизни в 30-летнем возрасте уже поздно. Меня устраивает позиция "вечного дилетанта", который не стремится зарабатывать деньги на музыке. Но мне этого вполне хватает. Я не хочу петь больше трех-четырех концертов в неделю.

- То есть ты не хочешь отдавать все свое время любимому делу?

- Меня такая позиция вообще смущает. Ну вот, например, я очень люблю хорошее вино, но не могу пить его с утра до вечера. Еще я люблю плотскую любовь, но, по-моему, только йоги могут заниматься тантрическим сексом трое суток подряд. То же самое и с музыкой: я не смогу играть с утра до вечера - просто выдохнусь, и все. А так мы работаем уже 14 лет, и пока что не надоело.

- Как представитель бывалой музыкальной группы дай какой-нибудь профессиональный совет начинающим музыкантам.

- Совет начинающим музыкантам - пусть собираются и играют. Ко мне очень часто в последнее время подходят какие-то люди и говорят: "Мы пишем музыку. Как же нам раскрутиться, куда пойти?" А я смотрю на них и думаю: ведь нам никто не помогал раскручиваться, а если и помогали, то тогда, когда у нас в багаже уже была сотня песен и несколько сотен концертов. Я понимаю, что начинать всегда сложно. Но для того чтобы играть концерты на двух акустических гитарах и губной гармошке, никаких спонсоров не нужно. Конечно, людям хочется сразу записаться, сразу раскрутиться и вдруг прославиться. А просто поиграть музыку, повалять дурака им не хочется. Но ведь именно так придумывается та схема жизни на сцене, которая будет потом реализовываться. Ведь сейчас, спустя десять лет, когда к нам пришли популярность и успех, мы делаем на сцене то же самое, что делали тогда, - и не лучше.

- Я знаю, что уже в начале своей карьеры "НС" часто ездил на гастроли за рубеж. Как вас там принимали?

- Да, мы объездили тогда в общей сложности, по-моему, 17 стран. Ездили вместе со Студенческим театром МГУ по приглашениям зарубежных студенческих театров. И принимали нас здорово, тем более что тогда еще только-только поднялся "железный занавес" и все советское разбиралось, просто как жареные пирожки. На театральном фестивале в Эдинбурге мы каждый вечер собирали аншлаг и среди 500 театров чуть-чуть не завоевали первый приз.

- А деньги вы на этом зарабатывали?

- О! Какие там деньги! Это же был конец 80-х, и мы жили на 25 фунтов в неделю. А нормальные ботинки как раз стоят 25 фунтов. Значит, если ничего не жрать, не пить пиво, мимо которого все время ходишь, и никак не развлекаться, то через неделю можно, скрипя зубами, купить себе ботинки или джинсы. То есть мы вроде бы зарабатывали деньги, но сейчас эти 25 фунтов я могу заработать минут за 15 в Москве, а тогда приходилось неделю и в Эдинбурге.

- Нельзя не задать волнующий всех вопрос: собирается ли к вам вернуться Валдис Пельш?

- Да. С Вадькой у нас установлено соглашение. Сейчас он находится в творческом отпуске - придумывает какую-то телепередачу, пусть сам говорит, какую. Вряд ли наш следующий альбом будет делаться с ним, но в новом грандиозном проекте, который мы планируем осуществить к 2000 году, он примет участие. Это будет большой спектакль, опера с хорошими артистами. Мы подумали-подумали и решили, что пора. Потому что после "Юноны" и "Авось" у нас не было сделано вообще ничего серьезного.

- От вопроса о Валдисе можно плавно перейти к вопросу о вашей работе на телевидении. Скажи же для тех читателей, которые еще не успели купить ваш диск, в каких передачах они могут послушать любимых музыкантов?

- Самая нетленка - это заставка "Авторского телевидения": "А-А-А-А-А Тэ Тэ... Вэ!" Мы записали ее целых восемь лет назад, и она стала нашей первой работой для телика. А потом была целая куча всяких работ: "Моя семья", "Пальчики оближешь", "Сам себе режиссер" (там, правда, говорят, уже поменяли), "Попади в кадр"... Только вот для программы "Моя семья", особенно когда я узнал, что песню будет петь Сергей Захаров, я писал, знаешь, просто как соплями по столу. В результате и получилась вот такая манная каша, просто жвачка... Ну ладно.


- Ну а теперь - о новогоднем. Ты веришь в Деда Мороза?

- Мне очень понравился эпизод в фильме "Один дома", когда Санта-Клаус садится в машину, такой студент со сбившейся на бок бородой, с сигаретой, а Макалей Калкин к нему подходит и говорит: "Я, конечно, знаю, что ты не Санта, но я знаю, что ты на него работаешь". То есть я знаю, что те ватные фуфлы, которые ходят по улицам, это не деды морозы, но в Деда Мороза надо верить, потому что они на него работают.

- А в восточный календарь и тигров веришь?

- Тигров? А что, наступает год Тигра? А я не знал... А-а-а-а! Так вот почему в новогодней программе НТВ Макс Покровский снимался с тигренком! А я-то думал! Мы как раз спали на полу в гримерке, и я помню, что сквозь сон видел Макса, который держал под мышкой рычащего тигренка и матерно ругался, потому что он описал ему штаны.

- Теперь расскажи про ваш номер на стаканах, на которых вы выбиваете чечетку.

- Лет восемь назад мы познакомились с ребятами из Кемерова, которые показали нам первую фигуру из этого номера. А потом летом я сидел на даче со своим маленьким сынишкой Темочкой и от нечего делать крутил-вертел по столу стакан, в результате чего у меня придумался длинный пятиминутный номер. Долбал я этот стакан, долбал, а Тема сидел напротив и очень внимательно смотрел. И стоило мне отойти на минуту, как он тут же взял его и об стол хрясь! Стакан вдребезги, а Темка сидит довольный: сделал то же самое, что папа.

- Раз уж ты сам заговорил о сыне, расскажи про свои семейные радости.

- Рассказываю. Я долгое время был женат на Ире Богушевской, замечательной певице, которую я очень люблю теперь уже как певицу. И у нас с ней сынишка Тема, которому в феврале исполнится десять лет. Учится Тема в лицее и учится очень неплохо, хотя иногда халтурит. И посредством вашей газеты я хочу обратиться к Теме: "Тема, учись лучше, где можешь - подтянись".
    Ну вот... А потом мы с Ирой развелись, и сейчас у меня семья, правда, какая-то виртуальная, с актрисой Театра имени Вахтангова Юлией Рутберг. Мы друг друга, наверное, очень любим, но видимся крайне редко. То у Юли спектакль вечером, то у меня концерт. То у меня рекламное агентство, то у нее театр. И сейчас она ведь не просто так смоталась - на репетицию. В общем, видимся мы примерно полчаса вечером и полчаса утром.


- Ну и напоследок очень оригинальный вопрос. Чего бы ты пожелал нашим читателям в новом году - году Тигра?

- Что можно пожелать читателям газеты "Я - молодой"? Наверное, верить в то, что ты молодой. Вот мне сегодня утром кто-то позвонил, а я ему говорю: "Ко мне сейчас придет корреспондент газеты "Я - молодой". А мне говорят: "А ты че, молодой?!" - "Иди ты, знаешь куда, - говорю я, - я молодой. Ты думай, что хочешь, а я молодой и буду давать интервью!" Так что хочу пожелать всем читателям такой же самоуверенности!

Ира Филиппова

Hosted by uCoz